ФИО: | Павлов Виктор Павлович |
Дата рождения: | 5 октября 1940 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Весы |
Деятельность: | Актер театра и кино |
Дата смерти: | 24 августа 2006 г. (65 лет) |
Ранние годы, семья, выбор пути
Виктор Павлович Павлов родился в предвоенной Москве 5 октября 1940 года. Мама была врачом-гинекологом, отец, Павлов Павел Игнатьевич, – инженером. Он был призван в армию, воевал в танковых частях, а его возвращение с фронта осталось самым ярким воспоминанием для сына Виктора. Вскоре отец сделал карьеру, став замминистра сельского хозяйства.
С детства мальчик увлекся голубями и в равной степени полюбил походы на знаменитый Птичий рынок и в театр, куда отправлялся с родителями. Сам Витя впервые вышел на сцену как актёр школьного драмкружка в женском образе негритянки – и покорил зрителей. Виктора не минули сложности подросткового возраста: он дрался, хулиганил на уроках, а в 8-ом классе его исключили из школы за соучастие в воровстве. Лишь заступничество отца-фронтовика спасло мальчишку от колонии.
Среднее образование он получал в вечерней школе рабочей молодёжи, одновременно работая слесарем на заводе. Свободное время молодой человек стал отдавать драмкружку при Доме учителя. Его руководитель В.Н. Богомолов, служивший в МХАТе, сориентировал Виктора на поступление в театральный вуз. В 1959 году юноша стал учиться актёрской профессии в ВТУ имени Щепкина. Его однокурсниками были Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов. В 1963 году В. Павлов окончил училище и был принят в театр «Современник».
Страницы биографии
На театральной сцене
- С 1963 по 1965 годы начинающий артист служил на сцене «Современника», где подготовил и сыграл роли в 5-и спектакля: Христиана в «Голом короле», Огородникова в «Старшей сестре», Зайцева в «Вечно живых», Среду в «Белоснежке и семи гномах», Линьера в пьесе «Сирано де Бержерак».
- С 1965 по 1969 годы Виктор Павлов состоял в труппе Театра имени Ермоловой, уйдя из «Современника» из-за несправедливого распределения ролей: всё самое интересное, считал Павлов, доставалось О. Далю. Ермоловцы были доброжелательны к молодому актёру. Здесь у него появились большие роли, наиболее памятные: Биверс («Время и семья Конвей» Дж. Пристли); Буланов («Лес» А. Островского); отец Паисий («Бег» М. Булгакова). С 1985 по 1990 годы артист ненадолго возвратился в стены этого театра, но родными они так и не стали.
- Восемь сезонов, с 1969 по 1977 годы, артист служил в Театре имени Маяковского. Здесь ему посчастливилось сыграть свою звёздную роль – Санчо Пансы в спектакле «Человек из Ламанчи». Мастерством актёра и успехом у зрителей отмечены сценические образы Стыркши в «Разгроме», Красавина в «Детях Ванюшина», Мелета в «Беседах с Сократом». Павлов дорожил сотрудничеством со знаменитыми коллегами: Т. Дорониной, С. Немоляевой, Е. Леоновым.
- В 1977 году Виктор Павлов пришёл в Малый театр, который стал для него вторым домом. С 5-летним перерывом (1985 – 1990 годы) артист играл на этой сцене до самой смерти. Здесь он полностью раскрылся как характерный артист, создав ряд образов, которые сделали его звездой Малого:
- Шут – «Король Лир», 1979 г.
- Ухтищев – «Фома Гордеев», 1981 г.
- Шпекин – «Ревизор», 1982 г.
- Репетилов – «Горе от ума», 1983 г.
- Бежарс – «Преступная мать, или Второй Тартюф», 1994 г.
- Аркашка Счастливцев – «Лес», 1998 г. (Артист был награждён премией «Московская премьера»).
- Загорецкий – «Горе от ума», 2000 г.
Кинокарьера
- Не оставляя службу в театре, артист всю жизнь совмещал её с напряжённым графиком работы на съёмочной площадке. У него составилась огромная фильмография – более 170 киноролей. Первые эпизодические роли были сыграны в студенческие годы («Когда деревья были большими», «На семи ветрах»).
- В 1965 году неожиданную широкую известность и узнаваемость принесла небольшая роль в комедии «Операция “Ы”». Игру слов студента-изобретателя «приём» и «при нём» и его позывной «я дуб» повторяли в то время все.
- Первые главные роли в полнометражном кино были сыграны в фильмах «На войне как на войне» – старшина Гриша Щербак (1968 г.) и «Адъютант его превосходительства» – Мирон Осадчий (1969 г.).
- В 70-ые годы у Виктора Павлова сложилось амплуа мастера эпизода и героя второго плана. За 10 лет – участие в более чем 45-и картинах. Он запомнился на долгие годы как:
- Коля, муж Лизы – «12 стульев», 1971 г.
- Кутенко, полицай – «Проверка на дорогах», 1971 г.
- Васька-сеньор – «Здравствуй и прощай», 1972 г. (Фраза «Вот что, йоги, я делаю 876-е предупреждение»).
- Володя – «Старая крепость», 1973 г.
- Степан Кузовкин, полицейский пристав – «Гамлет Щигровского уезда», 1975 г.
- Демьян Минеич Штычков – «Строговы», 1976 г.– главная роль.
- Дмитрий Павлович Суслин, бухгалтер – «Уходя – уходи», 1978 г. – главная роль.
- Сергей Левченко, член банды «Чёрная кошка» – «Место встречи изменить нельзя», 1979 г.
- 80-ые принесли актёру огромное количество предложений сняться. Он не отказывался, и более 50-и картин с его участием убедили зрителей и критиков в разноплановости его таланта. Из десятка главных ролей наиболее яркими стали: Геннадий Паршин («Куда исчез Фоменко?», 1981 г.); Николай Фёдорович Ватутин («Контрудар», 1985 г.); водитель Петренко («Зина-Зинуля», 1986 г.).
- Герои второго плана, чаще всего шутовские, иногда трагедийно-комедийные, нравились зрителям больше всего. Это старшина Жмаченко («Взять живым», 1982 г.); Илья-боцман («Одиноким предоставляется общежитие», 1983 г.); культработник Скоробейников («Не ходите, девки, замуж», 1985 г.); Котов («Гардемарины, вперёд!», 1987 г.); Антон Пафнутьич Спицын («Дубровский», 1988 г.).
- В 90-ые годы – времена общепризнанного снижения художественного уровня кино на фоне экономического и политического кризиса в стране, Виктор Павлов был занят в 45-и проектах. Удачными можно назвать лишь некоторые – это «Не будите спящую собаку», 1991 г. – Вадим Алексеевич Фуфачёв, главная роль; «Роковые яйца», 1995 г. – ангел в сапогах; «Сирота казанская», 1997 г. – Витя, сосед Насти; «Дети понедельника», 1997 г. – Джонни Бак.
- В 2000 – 2001-ом актёру довелось сыграть армейских начальников: отрицательную роль начальника продсклада в «Августе 44-го» и героического генерала Талалаева в четырёх сезонах сериала «ДМБ». В 1-ом сезоне криминального сериала «Марш Турецкого» он побывал депутатом Сапожниковым; затем предстал директором гостиницы в «Курортном романе»; представителем дворянства Аскольдом Мстиславовичем в «С новым счастьем!-2»; директором Дома культуры в «Кышкином доме».
- В 2002 году Павлова пригласили в сериал, «Бригада», ставший знаковым для своего времени. В 5-ой, 11-ой и 15-ой сериях артист сыграл отца одного из главных героев – Павла Викторовича Пчёлкина.
- В этом же 2002 году Виктор Павлов получил свою последнюю главную роль в кино: в криминальном детективе «Убойная сила-4» он сыграл Виктора Антоновича Мусатина.
- Последний раз в эпизоде артист появился в 2004 году как криминальный авторитет по прозвищу Круглый – в детективе «Даша Васильева. Любительница частного сыска-2».
- В 2000-ые года у артиста возникли проблемы со здоровьем. Несколько раз отмечалось предынсультное состояние, а затем последовали один за другим три инсульта. Каждый раз Павлов восстанавливал силы и возвращался к работе. Четвёртый инсульт случился в 2006 году в Киеве на съёмках фильма «Наблюдатель», который остался незавершённым.
- 24 августа 2006 года у себя дома артист умер, сидя перед окном на стуле. Причиной стал инфаркт. С ним прощались на сцене Малого театра. Могила Виктора Павловича Павлова находится на Кунцевском кладбище. Рядом похоронен его отец.
- Уже после смерти актёра, в 2008 году, на экраны вышел фильм-комедия «Москва улыбается» с его участием.
Частная жизнь
В личной жизни Виктор Павлович Павлов состоялся как муж одной женщины и отец единственной дочери. Годы службы в Театре имени Ермоловой подарили ему встречу с актрисой Татьяной Николаевной Говоровой, которую он полюбил, а она ответила на его чувства и ухаживания. С 1966 года они неразлучно прожили в браке 40 лет. Сцены ревности, когда то один, то другой готовы были закрыть за собой дверь, заканчивались примирением.
В 1967 году у супругов родилась дочка Александра.
Хотя оба родителя были людьми искусства и успешными артистами, их дочь не пошла по проторённой дорожке, а выбрала свой путь. Она поступила в медицинский вуз и стала врачом, правда потом подалась в стюардессы, а затем посвятила себя дому и семье, родив дочь Наташу, – внучку артистов Виктора Павлова и Татьяны Говоровой.
Несмотря на большую загруженность в театре и кино, Виктор Павлович имел и занятия для души. Главным увлечением оставались голуби, которых он разводил и кормил даже на чердаке своего Малого театра. В свободную минуту артист доставал блокнот, карандаш и делал наброски – он хорошо рисовал, особенно портреты.
Вклад в искусство, признание
Виктор Павлович Павлов вошёл в историю театра и кино как обладатель редкого таланта играть всё: от комедии до драмы и трагедии. Широкий диапазон его способностей особенно ярко проявился в эпизодических ролях и небольших, но ярких и запоминающихся киноработах.
Мастерство актёра было оценено званиями Заслуженного артиста РСФСР (1985 г.), Народного артиста РФ (1994 г.), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999 г.), театральными премиями.