ФИО: | Щербаков Дальвин Александрович |
Дата рождения: | 26 августа 1938 г. (86 лет) |
Место рождения: | Тайга, Кемеровская область |
Знак зодиака: | Дева |
Деятельность: | Актер театра, кино и дубляжа |
Детство и юность
Родился 26 августа 1938 года в городе Тайга Кемеровской области. О родителях на открытых информационных ресурсах упоминаний нет. Известно лишь имя отца – Александр.
Неизбежность актерского будущего обозначилась в пору посещения школьником драматического кружка. Активное участие в спектаклях, дополненное неподдельным интересом к театру и кино, подтолкнули юношу к поступлению во ВГИК. Числился студентом мастерской Б. Чиркова, Я. Сегеля и Б. Бабочкина.
Второкурсником дебютировал на съемочной площадке, исполнив роль Павла Афанасьева в черно-белой ленте Исидора Анненского «Первый троллейбус» (1963). К слову, этой картине обязаны своим первым появлением на экране Олег Даль, Нина Сазонова, Нина Дорошина, Александр Демьяненко и прочие мэтры советского кинематографа.
Старт театральной карьеры связан со спектаклем «Добрый человек из Сезуана» (1964). В 1965-м поступил на службу в Московский театр драмы и комедии на Таганке.
Карьера
- Завоеванию зрительской любви способствовал музыкальный фильм-ревю «Когда песня не кончается» (1964). Здесь он предстал в образе безнадежно застенчивого лейтенанта милиции, неожиданно воспылавшего чувствами к молодой певице Светлане, прибывшей на фестиваль искусств «Ленинградское лето». Любовь лишает его героя разговорной речи и наделяет способностью петь тенором Эдуарда Хиля.
- В 1965-70 гг. киноопыт молодого артиста отразился в лентах «Пробуждение», «Путешественник с багажом», «Эхо далеких снегов», «Посланники вечности», «Доживем до понедельника».
- Попутно выступал на театральной сцене, отметившись в постановках «Антимиры», «10 дней, которые потрясли мир», «Жизнь Галилея», «Живой», «Час пик», «Что делать».
- Продуктивным выдался 1974 год. Безупречно отработанные второплановые роли в картинах «Все улики против него» и «Гнев», безотлагательно открыли путь к исполнению одного из выдающихся своих персонажей – старшего инспектора МУРа капитана Андрея Реброва в 5-серийном детективе Юрия Кавтарадзе «Совесть».
- Не узнавать Щербакова было уже невозможно. Масштабы его популярности гарантировали успех даже эпизодическим киногероям актера, в частности мужу Зины Борису в драме «День свадьбы придется уточнить» (1979), отцу Веденеева в детской телеистории «Тихие троечники» (1980), Андрееву в боевике «Утро обреченного прииска» (1985).
- Очередной триумф пришелся на 1987 год. Тогда актеру выпало сыграть начальника смены в социально-психологической драме «Аэропорт со служебного входа», за которой тотчас же последовало завидное количество рабочих предложений. Так он стал ученым в драме «Дни и годы Николая Батыгина», Родионцевым в ленте «Человек свиты», Малышевым в фильме «Под знаком Красного креста».
- По окончании столь плодотворного периода, в кинематографической карьере артиста наступила пауза, завершить которую в 1991 году, взялись режиссеры криминальной драмы «В русском стиле». Щербакову, без всяких проб, доверили одного из главных персонажей – главаря мафии Романа Борисовича Харитонова.
- Не оставалась в стороне театральная деятельность. В 1971-90 гг. блистал в спектаклях «Гамлет», «Под кожей статуи Свободы», «Деревянные кони», «Мастер и Маргарита», «Дом на набережной», «Серсо», «Самоубийца».
- В 1993-98 гг. публика видела его на подмостках гораздо реже. Ограничился постановками «Живаго», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Шарашка».
- В 1995-м знаменитости присудили звание Заслуженного артиста Российской Федерации.
- Окончательному возвращению на экраны благоволили «нулевые», наступление которых сопровождалось модой на телесериалы. Участие в последних его не прельщало, но и не тяготило. По истечении указанного периода в его фильмографии появились: «Марш Турецкого-3» (Жмаков), «Стилет-2» (прокурор Михайлов), «На углу, у Патриарших-4» (Федор Петрович), «Кодекс чести-2» (Кулявцев), «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-3» (Бобрин), «Учитель в законе. Продолжение» (Сергей Владиленович Башлыков).
- В 2011-13 гг. он – сосед Высоцкого по палате в биографической истории «Высоцкий. Спасибо, что живой», эксперт-криминалист Верхотин в остросюжетной картине «Бомбила», опер на пенсии Колышев в криминальной ленте «Дельта», отец Данилова в детективе «Срочно в номер-3».
- Последним в списке его киноработ фигурирует комедийный сериал «Джокер» (2016) примечательный тем, что некоторые сцены актер отрабатывал вместе со своей дочерью.
- У многих имя исполнителя имеет прямые ассоциации с дубляжом. Это обусловлено тем, что параллельно занятости в театре и кино, Щербаков долгие годы профессионально озвучивал иностранную кинопродукцию. Его нынешний актив насчитывает более 260 работ, в их числе «Пролетая над гнездом кукушки», «Звездные войны» (эпизоды 4, 5, 6), «Пятый элемент», «Блэйд»
(все части), «Ганнибал», «Авиатор», «Хатико. Самый верный друг», «Гран Торино», «Форсаж-4», «Гарри Поттер» (2005-07-09-10-11 годов выпуска). - В 2021-2023 годах за актером не значится ни одной новой работы.
Личная жизнь
Щербаков никогда не брался комментировать подробности своей личной жизни. Любые журналистские попытки пролить свет на его семейный статус до недавних пор сводились на нет.
Имеющаяся на данный момент информация, исключает возможность детального освещения его семейного быта.
Родителями пара стала в 1988 году. Так, за исполнение отцовских обязанностей, Дальвину Александровичу впервые довелось взяться в возрасте 50 лет. Дочь назвали Дарьей. Девушка пошла по стопам отца и матери. Окончила ВТУ им. Щукина. Параллельно съемкам в кино и работе в театре, пробует себя в эстрадной деятельности. Стала узнаваемой после исполнения главной роли в сериале «Никогда не говори “никогда”» (2018).
Постоянным местом жительства семьи является Москва.
Заключение
Громко заявив о себе на рубеже 1960-70-х годов, Щербаков мгновенно стал центральной фигурой советской киноиндустрии. Режиссеры ценили его за умение очень точно сформулировать и передать в кадре дух времени. Именно поэтому его киногерои это абсолютные представители своей эпохи. Участие в разножанровых проектах, способствовало удовлетворению вкусов любого зрителя, что позволило завоевать огромное число почитателей его многогранного творчества.