ФИО: | Пластов Аркадий Александрович |
Дата рождения: | 19 (31) января 1893 г. |
Место рождения: | с. Прислониха, Симбирский уезд |
Знак зодиака: | Водолей |
Деятельность: | Художник, живописец |
Дата смерти: | 12 мая 1972 г. (79 лет) |
Детство и юность
Художник появился на свет в конце января 1893 года. Его отец Александр был крестьянином и псаломщиком в церкви села Прислониха в Симбирском уезде. Его женой была Ольга Лейман, являвшаяся дочерью лекаря немецкого происхождения.
Аркадий был шестым ребенком в семье: трое старших братьев умерли в младенческом возрасте, перед ними в семье родились две девочки Люда и Надя, после Аркадия появилась дочь Лида.
Именно в родной деревне прошел творческий и жизненный путь Пластова. В детском возрасте он имел тонкую душевную организацию. Односельчане считали, что мальчик понимает язык земли. Аркадий вел беседу со всем окружающим миром.
Отучившись в простой школе три года, в 1903 году Аркадий начал учиться в Симбирском духовном училище. Окончив училище, он поступил на учебу в Симбирскую духовную семинарию. В пятнадцатилетнем возрасте Аркадий увидел работу иконописцев, которые занимались реставрацией церковной росписи в Прислонихе. Она произвела на него впечатление, и он принял твердое решение, несмотря ни на что стать живописцем.
Спустя два года он все-таки поступил в МУЖВЗ, но на факультет не живописи, а скульптуры. Завершить обучение у него не получилось из-за того, что в стране началась революция.
Краткая биография
- 31 января 1893 г. – будущий художник родился в с. Прислониха, Симбирского уезда.
- 1903 г. – учится в Симбирском духовном училище.
- 1908 г. – начинает учиться в Симбирской духовной семинарии, но уходит с 4 курса.
- 1912 г. – едет в Москву, где пробует, но не поступает в МУЖВЗ. Становится учеником И. Машкова и вольным слушателем в Строгановском училище.
- 1914 г. – поступает на скульптурное отделение МУЖВЗ.
- 1917 г. – возвращается в Прислониху.
- 1920-1930 гг. – рисует иллюстрации к литературным произведениям и плакаты политического содержания.
- 1925 г. – венчается на Наталье фон Вик.
- 1930 г. – на свет появляется сын художника, которого назвали Николаем.
- 1931 г. – во время пожара огонь уничтожает дом и работы художника.
- 1935 г. – работы Пластова впервые демонстрируются в Москве, он получает известность по всей стране.
- 1937 г. – пишет картину «Колхозный праздник», которая демонстрируется во время выставки «Индустрия социализма».
- 1938 г. – выход яркого произведения «Колхозное стадо».
- 1942 г. – создает картину «Фашист пролетел».
- 1945 г. – показывает труд детей, женщин и стариков в тылу во время войны в работах «Жатва» и «Сенокос». В этом же году становится заслуженным деятелем искусств РСФСР.
- 1946 г. – полотна «Сенокос» и «Жатва» становятся экспонатами во время Всесоюзной художественной выставки в Третьяковке. Благодаря этим работам удостаивается Сталинской премии 1 степени. Создает самое свое лиричное полотно «Первый снег».
- 1947 г. – из-под руки художника выходит полотно «Едут на выборы». Является действительным членом Академии художеств Советского Союза.
- 1948 г. – создает иллюстрацию к поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный нос».
- 1948-1949 гг. – работает над иллюстрациями к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
- 1949 г. – пишет картину «Колхозный ток» — символ послевоенного трудового подъема.
- 1951 г. – создание картины «Ужин трактористов».
- 1952 г. – отражает деревенский быт в полотне «Родник».
- 1952-1954 гг. – работает над иллюстрацией к произведению Л. Толстого «Холстомер».
- 1953-1954 гг. – работает над иллюстрацией к рассказу Л. Толстого «Три смерти».
- 1953-1954 гг. – создает полотна «Весна» и «Юность».
- 1954 г. – выходит работа «Летом».
- 1956 г. – принимает участие в арт-биеннале в Венеции. Становится Народным художником РСФСР.
- 1958 г. – полотно «Ужин трактористов» демонстрируется на лондонской выставке. Принимает участие в венецианской арт-биеннале.
- 1962 г. – получает звание Народного художника Советского Союза.
- 1964 г. – из-под руки Пластова выходит работа «Мама», посвященная красоте материнства и русской женщине. Получает медаль «Белый лотос».
- 1964-1966 гг. – пишет полотно «Солнышко», которое посвящено красоте материнства.
- 1966 г. – получает Ленинскую премию.
- 1969 г. – создает картину «Из прошлого», в которой отражена глубокому чувству материнства.
- 1971 г. – получает 3-ий орден Ленина (до этого в 1963, 1968).
- 1972 г. – 12 мая художник умирает в родном селе Прислониха. Посмертно получает государственную премию РСФСР им. Репина.
Личная жизнь
Художник на протяжении всей своей жизни имел только одну жену, которой была Наталья фон Вик. Девушка являлась потомственной дворянкой, дочерью А.Н. фон Вика. До того, как стать супругой Пластова Наталья была прислужницей в церкви, у нее была мечта – она хотела принять постриг. Будущий муж пришелся ей по душе благодаря яркой личности и таланту, а также тем, что был православным человеком, имел связь с церковью и духовной культурой. Они обвенчались в 1925 году, а спустя пять лет у них родился сын, которому они дали имя Николай.
Николаю шел второй год, когда в семье произошло несчастье – во время пожара огонь уничтожил дом и все работы, которые успел создать Аркадий. С того времени художник оставил полевые работы и занялся восстановлением утраченных произведений.
Зимой он работал в Москве, а супруга с маленьким сыном оставались в деревне. В своих письмах Наталье он изливал собственную тоску и признавал свою вину в том, что они находятся в разлуке, остались без приюта и не устроены в жизни. Аркадий полностью понимал цену, которую его семья заплатила за стремительное развитие его творчества в середине 30-х гг.
Заключение
Аркадий Пластов является очень известным художником советского времени, вышедшим из простого народа и посвятившим именно ему собственное творчество. Потрясающая красота деревни на его картинах притягивала внимание и тревожила душу зрителей ушедшего столетия, а также вызывает интерес у нынешнего поколения.
Его работы являются классикой русской живописи 20 столетия и способствуют духовному возрождению русского народа и человечества в целом. Гармония человеческой жизни и природы является лейтмотивом работ художника, он наследовал и продолжал национальную художественную традицию. Он является классиком как советской, так и русской живописи, его творчество стало большим вкладом в развитие культуры нашего государства.