Лилия Амарфий — биография актрисы


Амарфий Лилия Яковлевна

ФИО: Амарфий Лилия Яковлевна
Дата рождения: 8 ноября 1949 г.
Место рождения: Оргеев, Молдавия
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Актриса, певица
Дата смерти: 28 сентября 2010 г. (60 лет)

Имя блистательной артистки оперетты Лилии Амарфий 40 лет не сходило с театральных афиш. Она исполнила весь классический репертуар, блистала во всех главных ролях Московского театра оперетты.

Детские годы

Лилия (крещеная Любовь) Яковлевна Амарфий родилась 8 ноября 1949 года в небольшом молдавском городе Оргеев, в 40 километрах от Кишинева. Отец работал портным, мама Мария Ефимовна занималась домашним хозяйством. Все Амарфий – отец, мать, Лилия и ее старший брат Владимир – были музыкально одаренными и любили петь.

Лиля росла свободолюбивой и независимой. Она могла, например, одна уйти в луга и провести там целый день, распевая песни. Очень любила петь и танцевать прямо в огороде своего дома. Родители решили, что голосистую малышку необходимо учить музыке. От занятий по классу скрипки Лилия наотрез отказалась и выбрала аккордеон. Чехол от инструмента она часто использовала вместо санок для катания с гор.

Обучение в музыкальной школе девочка совмещала с танцевальными занятиями и уроками вокала в Оргеевском Дворце пионеров.

Лилия Амарфий в детстве

Лилия Амарфий в детстве

Юность

В 1964 году умер отец, Яков Амарфий. Мама крайне тяжело переживала потерю мужа, старший брат находился на воинской службе. Чтобы прокормиться и поддержать маму, 14-летней Лилии пришлось перевестись в вечернюю школу и устроится на работу музыкальным руководителем сразу в два детских сада. Пригодилось музыкальное образование: она аккомпанировала детям на аккордеоне и разучивала с ними песни.

Параллельно девушка пела в национальном молдавском ансамбле «Кодру» (название переводится с молдавского как «Лес»), руководителем которого был Василий Асауляк. Лилия стала ведущей солисткой этого коллектива. В ее репертуаре были джазовые композиции, народные и популярные эстрадные песни.

В 1966 году в Москве проходила декада Молдавской советской республики, и Амарфий отправилась туда вместе с ансамблем «Кодру». Их выступление понравилось и публике, и организаторам мероприятия. Лилия стала участницей гала-концерта в Кремлевском дворце съездов.

Громкие успехи, премии на республиканских и всесоюзных конкурсах вселили в девушку уверенность в собственном таланте. Окончив школу, Лилия отправилась в Москву «за мечтой» – получить образование и стать артисткой самого высокого уровня. Однако здесь ее самоуверенность была развенчана жесткой конкуренцией с другими, такими же целеустремленными начинающими артистами.

Образование

В 1967 году Амарфий покинула Молдавию и приехала в Москву. Документы подала сразу в два театральных вуза: ГИТИС имени Луначарского и Школу студию МХАТ имени Немировича-Данченко. Интересный факт: экзамены 3-го тура в обоих вузах проводились в один и тот же день. Пока Лилия проходила прослушивание в ГИТИСе, во МХАТе уже все закончилось, и она опоздала. К великой радости, ее приняли в ГИТИС на музыкальный факультет.

Актерское мастерство на курсе Амарфий преподавал актер и режиссер, Народный артист СССР Лев Наумович Свердлин. Искусство вокала Лилия осваивала под руководством Ирины Ивановны Масленниковой – солистки Большого театра СССР, Народной артистки РСФСР. Именно она сыграла решающую роль в становлении Амарфий как артистки оперетты.

Поначалу обучение в вузе давалось девушке непросто: она привыкла петь эстрадным голосом, чувствовала, что ей как будто что-то мешает раскрыть свои вокальные возможности. Приходилось сталкиваться с насмешками, бороться с молдавским акцентом и даже оказаться на грани отчисления с 1-го курса. Однако Масленникова верила в свою студентку, и ей, наконец, удалось ее «распеть» с помощью индивидуальной методики. На 3-м курсе у Лилии вдруг раскрылся мощный академический оперный голос. Она впервые продемонстрировала его, исполнив на уроке вокала романс А. Алябьева «Соловей».

Таже И.И. Масленникова посоветовала Амарфий никогда не менять свою красивую звучную фамилию, сколько бы раз она ни выходила замуж.

Стипендия Лили была всего 26 рублей, и она подрабатывала уборщицей, летом выезжала в студенческие стройотряды. Договорившись с подругой, девушки вскладчину приобрели швейную машинку, покупали уцененные ткани и шили себе эксклюзивные наряды.

Лилия Амарфий в молодости

Лилия Амарфий в молодости

Театр оперетты

В 1972 году Лилия завершила образование в ГИТИСе. Для дальнейшего трудоустройства ей предстояло сделать выбор: опера или оперетта? Ректор института Матвей Алексеевич Горбунов посоветовал ей идти в оперетту.

С 1972 года Лилия Амарфий – артистка Московского театра оперетты. Почти 40 лет, до самой смерти, она бессменно проработала на его сцене, исполнив свыше 30-ти ролей в репертуарных спектаклях:

  • «Сильва» Имре Кальмана. Молодая графиня Стасси – первая роль актрисы в театре, с которой она вышла на сцену в 1972 году. В 1981 году эту же роль Амарфий исполнила в новой постановке оперетты под названием «Королева чардаша». В 1990-м артистку ввели на роль самой Сильвы Вареску, блистательной певицы варьете, влюбленной в графа Эдвина. И, как водится, со временем артисты переходят на «возрастные роли» – в 2005 году Лилия Яковлевна вышла на сцену в еще одной постановке того же спектакля с названием «Сильва» в роли Цецилии – матери Эдвина.
  • «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. В 1974 году артистка исполнила блистательную роль молоденькой служанки Адели. Амарфий рассказывала, что этот образ девушки-субретки был у нее одним из самых любимых, и она неоднократно позволяла себе на сцене импровизировать – подменять слова в тексте либретто, вставлять какие-то шутки «от себя». Артистка играла Адель в «Летучей мыши» на протяжении всей карьеры в Театре оперетты.
  • «Граф Люксембург» Франца Легара. В 1985-86 годах Амарфий начала исполнять сразу две роли в этом спектакле: сначала – Жюльетты Вермон, танцовщицы и натурщицы художника Бриссара, позднее – примадонны Парижской оперы Анжель Дидье, главной героини спектакля.
  • «Марица» Имре Кальмана. В 2000 году артистка вышла на сцену в главной роли этого культового спектакля – богатой молодой вдовы Марицы, нашедшей свое счастье с разорившимся графом Тасилло. Эта оперетта имела особое значение для певицы, поскольку венгерский национальный колорит музыки был близок и любим Амарфий – молдаванке по происхождению.
В спектакле «Марица»

В спектакле «Марица»

Среди других ролей – Виолетта (1973) и Мадлен (2002) в «Фиалке Монмартра» И. Кальмана, Китти в «Старой комедии» О. Фельцмана» (1977), Ванда (1987) и Герцогиня (1988) в «Великой Герцогине Герольштейнской» Ж. Оффенбаха, Ганна Главари в «Веселой вдове» Ф. Легара (2004) и многие другие.

Актриса регулярно выезжала на гастроли по стране и за рубеж – как в составе театральной труппы, так и индивидуально, вместе с созданным ей творческим коллективом.

Амарфий была также одной из главных участниц «Большого канкана» (с 2001 года) и «Большого кордебалета» (с 2002 года) – концертных постановок Театра оперетты, составленных из популярных арий. Именно в «Большом канкане» артистка вышла на сцену в последний раз – в 2010 году, 9 мая, в день 45-й годовщины Великой Победы.

В январе 2010 года Лилия Яковлевна отметила свой 60-летний юбилей на сцене Театра оперетты. Она блистала в грандиозном бенефисе «Лилия», где как бы подвела итоги своего творчества, а также наметила планы на будущее, которым так и не суждено было осуществиться: 28 сентября 2010 года она скончалась. Причина смерти – онкологическое заболевание. Лилию Амарфий похоронили на «аллее актеров» на Троекуровском кладбище в Москве.

Работа на телевидении

С 1972 года артистка много снималась на телевидении: принимала участие в различных концертах, телепередачах, была частым гостем таких программ, как «Вас приглашает оперетта», «Любителям оперетты», «Обвиняется оперетта» и др.

На пике популярности Лилии Амарфий было снято три ее телевизионных бенефиса. Постановку всех спектаклей осуществил режиссер и оператор Марат Ларин:

  • в 1976 году – «Приключения в замке»
  • в 1986 году – «Автопортрет»
  • в 1989 году – «Как в старом кино»
В спектакле «Как в старом кино» (1989)

В спектакле «Как в старом кино» (1989)

Личная жизнь

Красавица Лилия Амарфий еще с юных лет была центром притяжения мужского внимания. Когда она стала артисткой столичного театра, количество поклонников увеличилось в разы. Однако свою личную жизнь Лилия Яковлевна никогда не афишировала. Она несколько раз выходила замуж, пережила несколько любовных драм, в результате которых даже теряла голос из-за переживаний.

Первый муж Амарфий – артист Большого театра, за которого она вышла замуж еще в студенческие годы. Брак просуществовал недолго.

Во втором браке у певицы родился сын – Александр Сафонов. Известно, что он учился в США. Александр женат, у него двое детей.

С сыном Александром

С сыном Александром

Третьим мужем Лилии стал Алексей Яковлев. Его родители – знаменитый «Ипполит» из «Иронии судьбы, или с легким паром!» Юрий Яковлев, и Екатерина Райкина – дочь советского артиста Аркадия Райкина. Супруг на 12 лет младше Лилии. Познакомились они в большой компании в гостях у друзей, влюбились и до решения пожениться встречались всего несколько раз. Общих детей у них не было.

С Алексеем Яковлевым

С Алексеем Яковлевым

Заслуги

Лилия Яковлевна Амарфий внесла огромный вклад в развитие отечественной культуры. Государство оценило ее заслуги:

  • В 1983 году ей присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.
  • В 1998 году она стала Народной артисткой России.
  • В 2003 году Амарфий награждена Орденом Дружбы.
  • В 2010 артистка удостоена Ордена Почета.

В 2012 году на Троекуровском кладбище состоялось торжественное открытие памятника великой певице.

В 2018 году в молдавском городе Оргеев, на ее родине, была установлена мемориальная доска Лилии Амарфий. Символично, что доска находится в холле Дворца культуры, в котором когда-то выступала будущая артистка. В Оргееве также одна из улиц носит имя знаменитой землячки: Strada Lilia Amarfii.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *