ФИО: | Можайский Александр Федорович |
Дата рождения: | 9 (21) марта 1825 г. |
Место рождения: | Роченсальм, Выборгская губернии |
Знак зодиака: | Овен |
Чем известен: | Изобретатель, военный, адмирал |
Дата смерти: | 20 марта (1 апреля) 1890 г. (65 лет) |
Родители и юные годы
Контр-адмирал и создатель одного из первых в мире самолётов – Можайский Александр Фёдорович, появился на свет 9 марта 1825 года в Роченсальме Выборгской губернии.
Отец Александра – Фёдор Тимофеевич, был потомственным моряком и на момент рождения сына имел звание лейтенанта. Он окончил Морской корпус в Санкт-Петербурге, после чего получил назначение на должность помощника капитана. В конце своей карьеры Фёдор Тимофеевич имел чин адмирала. Мать будущего изобретателя – Линдерман Юлия Ионовна, была родом из купеческой семьи, которая проживала в Ревеле (Таллине).
Отец Можайского хотел, чтобы сын стал моряком, и в 1835 году, приехав с Александром в столицу, определил его на учёбу в Морской кадетский корпус. Здесь молодой человек шесть лет изучал необходимые для будущих офицеров предметы, среди которых были: астрономия, навигация, начертательная геометрия, фортификация и теоретическая механика. По окончании учебного заведения, кадеты должны были не только уметь командовать кораблями, но и работать в области их проектирования.
Экспедиция в Японию
- Осенью 1853 года Можайский, входивший в офицерский состав фрегата «Диана», принял участие в экспедиции в Японию. Целью этого плавания являлось возвращение из дальних восточных земель русских дипломатов, во главе которых был адмирал Е. В. Путятин, так как их судно, пришло в негодность.
- 25 сентября фрегат с экипажем, насчитывающим более 400 человек, вышел на Большой рейд Кронштадта. Преодолев массу трудностей, борясь со штормами, моряки летом 1854 года прибыли к японским берегам. По воспоминаниям сына Александра Фёдоровича, именно в этой экспедиции, наблюдая за полётом птиц, Можайский впервые задумался о создании летательного аппарата.
- Русскому кораблю не суждено было вернуться на родину. В декабре 1854 года, близ берегов Японии произошло землетрясение и образовавшимися в результате этого цунами «Диана» была повреждена, а во время попытки перегнать судно в другой порт для ремонта – затонула.
- Экипажу корабля удалось спастись, и капитан решил своими силами построить корабль небольших размеров, для того, чтобы на нём отправить на родину часть команды. В проектировании и строительстве нового судна Можайский принимал самое активное участие.
- Через три месяца шхуна «Хеда», названая так в память о бухте, где затонула «Диана», была спущена со стапеля на воду, а ещё через три недели моряки увидели берега Авачинской бухты. Через некоторое время они добрались до города Петропавловск (сейчас Петропавловск-Камчатский). Капитан, с частью офицеров, среди которых был и Александр Фёдорович, прибыли на родину на американском торговом судне.
Служба на Балтике и Хивинская экспедиция
- Летом 1855 года Можайского направили на Амур, где назначили командиром эскадры мелкосидящих судов. Здесь он служил до 1856 года, после чего получил приказ о возвращении на Балтику.
- К тому времени стало очевидным преимущество паровых судов над парусными. Однако первое время в России строили комбинированные суда, которые имели как паровой двигатель, так и парусную оснастку. В 1857 году Александра Фёдоровича поставили во главе одного из таких винтовых фрегатов, который назывался «Гремящий». На его борт иногда поднималась для совершения морских путешествий семья императора Александра II.
- В 1858 году Можайского включили в состав сухопутной экспедиции, путь которой лежал в Хивинское царство, находящиеся в Средней Азии. Помимо изучения жизни и быта местных народов, задачей путешественников было исследование бассейна Аральского моря. Для этого и понадобилось включить в её состав опытного и знающего моряка.
- Александр Фёдорович справился с поставленной перед ним задачей и впервые составил описание Аральского морского бассейна, а также реки Амударьи. Собрав богатый научный материал, зимой 1859 года экспедиция вернулась на родину.
На гражданской службе и первые аэродинамические опыты
- После отпуска Можайский получил назначение на корабль «Орёл» — старшим офицером, однако уже в 1860 году его направили в финский в Бьернеборг, где в это время строился винтовой корабль «Всадник», командиром которого ему предстояло стать.
- После спуска судна на воду и проведения корабельных испытаний, офицер ушёл в долговременный отпуск. В это время в России, из-за поражения в Крымской войне, шло значительное сокращение флота, поэтому множество офицеров переводилось на гражданскую службу. В их числе был и Александр Фёдорович.
- С 1862 по 1868 годы Можайский жил в поместье Котельниково, расположенное недалеко от Вологды принадлежащее его жене. В этот период он занимал должность помощника чиновника по земельным отношениям, называемого «мировым посредником».
- Морской офицер, не расставшийся с мечтой о создании летательного аппарата, в свободное время делал необходимые расчёты и производил первые аэродинамические опыты.
- С 1868 года Можайский проходил службу на коммерческих судах вначале в Петербурге, а на следующий год в Одессе. Получив известие о гибели своего брата, он уехал в Подольскую губернию, где стал управлять имением покойного.
- В начале 1870-х годов, после многих проб и ошибок, изобретателю удалось создать действующую модель самолёта, пропеллер которой приводился в действие от сжатой часовой пружины.
- В 1873 году Александр Фёдорович был назначен на должность губернского мирового судьи, которую занимал до 1876 года.
От модели к самолёту
- Модели самолётов, изготовленные изобретателем, могли летать, но для проведения полномасштабных опытов необходимы были немалые денежные средства.
- Решив продвигать проект, в 1876 году Можайский переехал в Санкт-Петербург и написал письмо в Главное инженерное управление, в котором просил оказать содействие.
- В 1877 году была назначена комиссия для изучения его изобретения, которая постановила выдать Александру Фёдоровичу 3000 рублей на проведение дальнейших изысканий.
- Деньги из царской казны в полном объёме выделены не были, поэтому Можайскому пришлось использовать для опытов и свои весьма скудные средства. К 1878 году он закончил изготовление чертежей самолёта. Однако новая комиссия, изучив документацию предоставленную изобретателем, признала изобретение бесполезным и новых ассигнований не выделила.
Последние годы
- В 1879 году Александр Фёдорович вновь поступил на военную службу, и стал читать лекции по морской практике в столичном Морском кадетском корпусе.
- В 1881 году, в Департаменте торговли, Можайский получил привилегию на своё изобретение, которая давала право использовать его в коммерческих целях. В этом же году он заказал в Англии два паровых двигателя мощностью 20 лошадиных сил, которые изготовили по его чертежам.
- Сборку самолёта изобретатель проводил на поле недалеко от Красного села, и в 1882 году он был построен. Предполётные опыты шли до 1884 года, но достоверных сведений о том, удалось ли Можайскому поднять в воздух летательный аппарат, история не сохранила.
- В 1885 году на Обуховском заводе Петербурга он разместил заказ на производство двух более мощных двигателей. Однако работы в силу разных причин шли очень медленно, и моторы были готовы только в 1890 году.
- 20 марта 1890 года Можайский умер от воспаления лёгких и похоронен на Смоленском кладбище Петербурга.
- Новые двигатели так и не были установлены на самолёт и сгорели во время пожара на складе Балтийского завода, куда они были перевезены вместе со старыми моторами. Судьба самого летательного аппарата неизвестна, по одной из версий он был продан на аукционе.
О семье
Александр Фёдорович был женат на дочери чиновника Кузьминой Любови Дмитриевне. Брак состоялся в ноябре 1861 года.
В 1863 году в семье родился первенец – сын Александр, ставший в дальнейшем членом Государственной думы. Второй сын – Николай родился в декабре 1865 года.
Любовь Дмитриевна умерла 18 января 1866 года из-за послеродовых осложнений.
Заслуги и память
Контр-адмирал Можайский является пионером русской авиации, первым в России построивший и испытавший полноразмерный самолёт.
За время службы он был награждён орденом Святого Станислава, орденом святого Владимира, а также медалью и нагрудным знаком за гражданскую службу.
Именем Можайского названа военно-космическая академия в Санкт-Петербурге, посёлок в Вологодской области, а также улицы в нескольких городах России. Памятник создателю первого самолёта установлен в Красном Селе. В его честь названы два музея авиации и космонавтики.