ФИО: | Тарковский Андрей Арсеньевич |
Дата рождения: | 4 апреля 1932 г. |
Место рождения: | с. Завражье, Ивановская область |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Режиссер, сценарист |
Дата смерти: | 29 декабря 1986 г. (54 года) |
Детство и юность
Андрей Арсеньевич Тарковский – звезда мирового масштаба, великий режиссер и сценарист, создавший свой собственный язык кино. Будущий мастер появился на свет 4 апреля 1932 г. в знаменитой на весь СССР семье поэта Арсения Тарковского и его первой супруги Марии Вишняковой.
Мальчик родился не в столице, где проживали его родители, а в маленьком селе Завражье Ивановской области. После родов мать вместе с младенцем провела несколько месяцев в селе у родственников и в сентябре вернулась к мужу в Москву. Спустя два года у супругов родилась дочь Марина.
Когда Андрюше было 3 года, Арсений Александрович ушел из семьи. Мария Ивановна поднимала детей в одиночку, работая корректором в типографии. Уход отца стал потрясением для младшего Тарковского, детские переживания позже нашли отражение в его киноработах.
В начале войны семья отправилась в эвакуацию в Юрьевец и вернулась домой лишь через два года. Андрей продолжил учиться в школе, параллельно занимался в музыкальной школе, затем – в художественном училище.
Биография и карьера
- В 1951 г. окончил среднюю школу и поступил в Институт востоковедения, обучался на арабском факультете.
- В 1952 г. получил сотрясение мозга во время одного из занятий по физкультуре и бросил учебу в институте. Как позже признавался сам Тарковский, он пожалел о поспешном выборе профессии и решил для начала набраться жизненного опыта.
- В 1953 г. вместе со специалистами института Нигризолото, в качестве коллектора отправился в экспедицию в Туруханский район. Попасть в состав экспедиции юноше помогла его мать, Мария Ивановна пыталась таким образом спасти единственного сына от дурной компании, в которую он попал после института. Год, проведенный в Сибири, стал лучшим воспоминанием в жизни Андрея и укрепил его в решении стать режиссером.
- В 1954 г. молодой человек возвратился в Москву и поступил во ВГИК в мастерскую признанного кинорежиссёра Михаила Ромма.
- Годы учебы талантливого студента пришлись на времена «хрущевской оттепели». В советский кинематограф пришли новые веяния с Запада, вошло в моду авторское кино, и молодой Тарковский заразился его глубокими идеями. На третьем курсе он подружился с первокурсником Андроном Кончаловским, с которым делился своими планами и взглядами на будущее кинематографа.
- В 1956 г. вместе с однокурсником и однокурсницей создал свою первую курсовую работу – короткометражку «Убийцы».
- В 1957 г. снял короткометражку «Сегодня увольнения не будет…».
- В 1959 г. совместно с Кончаловским написал сценарий «Антарктида, далёкая страна» и предложил его «Ленфильму», однако работники киностудии ответили отказом. Через год единомышленники написали новый сценарий и успешно продали его объединению «Юность». Картина получила название «Каток и скрипка», Андрей поставил этот фильм в качестве дипломной работы. Спустя два года кинолента победила на американском фестивале студенческих фильмов.
- В 1960 г. с отличием окончил институт.
- В 1961 г. подал заявку на создание исторической драмы «Андрей Рублев». По задумке автора, будущая картина должна была стать масштабным полотном с огромной массовкой, крупными декорациями и средневековыми костюмами. Подобный фильм требовал длительной подготовительной работы, поэтому режиссер занялся съемками военной драмы «Иваново детство».
- В 1962 г. готовая кинолента «Иваново детство» вышла на экраны и стала мировой сенсацией. Картина получила «Золотого льва» на престижном Венецианском кинофестивале, а Тарковский стал известен за рубежом.
- В 1964 г. продолжил трудиться над драмой «Андрей Рублев». Съёмки продолжались больше года, чиновники тормозили работу над фильмом и регулярно вносили правки в сценарий. Цензуре подверглось даже название: изначальное «Страсти по Андрею» заменили на более нейтральное «Андрей Рублев». Режиссера также обвинили в жестоком обращении с животными: в одной из сцен была показана горящая корова. Андрей Арсеньевич объяснил, что она была накрыта специальной накидкой и не пострадала, однако многие утверждали, что животное сгорело заживо.
- В 1969 г. «Андрей Рублев» вышел в прокат во Франции. В том же году фирма-прокатчик представила фильм на Каннском кинофестивале, где его удостоили приза ФИПРЕССИ.
- В 1970 г. начал работу над экранизацией фантастического романа «Солярис».
- В 1971 г., после многолетнего запрета, «Андрей Рублев» наконец-то вышел в советский прокат.
- В 1972 г. режиссер отправил «Солярис» на Каннский кинофестиваль. Философско-фантастическая драма получила два приза. Через год картину допустили до проката в Советском Союзе.
- В 1974 г. снял драму «Зеркало». Именно в этой работе в полной мере раскрылся уникальный талант мастера. Кинолента была отчасти автобиографической, автор вложил в нее воспоминания из своего детства. Чиновники от кинематографа вновь не поняли авторский замысел, назвали фильм «немассовым» и выпустили его в ограниченный прокат. В этом же году стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.
- В 1977-1978 гг. читал лекции на Высших курсах сценаристов и режиссеров, писал сценарии и пробовал свои силы в театральной режиссуре, поставив шекспировского «Гамлета» в театре «Ленком».
- В 1979 г. снял философскую драму по мотивам повести «Пикник на обочине» знаменитых советских фантастов братьев Стругацких. Фильм получил название «Сталкер» и прошел цензуру Госкино. На следующий год творение режиссера получило очередную награду Международного кинофестиваля.
- В 1980 г. получил звание Народного артиста РСФСР.
- В 1982 г. отправился в Италию для съёмок своего нового фильма «Ностальгия». Работая над кинокартиной, он также снял документальную ленту «Время путешествия».
- В 1983 г. «Ностальгия» получила сразу три приза Каннского фестиваля. Андрей Арсеньевич решил продолжить работу за границей и попросил у посольства разрешить ему поработать в Италии ещё три года. Режиссер обещал после вернуться в СССР, но на родине его поступок сочли предательством. Устав от травли и цензуры Госкино, мастер остался в Европе. В том же году он поставил в лондонском Ковент-Гардене оперу «Борис Годунов».
- В 1984 г. заявил, что решил остаться жить за рубежом. В Советском Союзе сразу же запретили все фильмы невозвращенца, его имя перестали упоминать в СМИ, однако правительство так и не лишило режиссера гражданства. Власти Флоренции с радостью приняли мастера, подарили ему квартиру и присвоили звание почетного жителя.
- В декабре 1985 г. у кинодеятеля обнаружили рак легких. Режиссер успел закончить свой последний фильм «Жертвоприношение». Узнав о болезни Тарковского, советские чиновники сняли с него все запреты и отпустили в Европу его младшего сына Андрея.
- В 1986 г. режиссер поселился в Париже. 29 декабря сердце советского гения перестало биться.
- В начале января 1987 г. состоялось отпевание мэтра. Андрей Арсеньевич был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
- В 1990 г. был посмертно награждён Ленинской премией.
Личная жизнь
Андрей Арсеньевич был женат дважды. Первой избранницей будущего мэтра стала его однокурсница Ирма Рауш, которую многие называли Ириной. Молодые поженились в 1957 г., а в 1962 г. стали родителями: у пары родился сын Арсений, названный в честь знаменитого деда.
В 1970 г. брак двух режиссеров распался. Летом того же года Андрей Арсеньевич женился на своей ассистентке Ларисе Кизиловой, которая на тот момент уже была беременна от него. 7 августа у супругов родился сын Андрей. Влюбленные прожили вместе до самой смерти режиссера.
Вклад в кинематограф
Андрей Тарковский – уникальное явление в мировой культуре. Признанный мастер прошел сквозь тернии советской цензуры, чтобы донести до зрителей свой взгляд на смысл бытия и искусство. За свою недолгую жизнь великий кинодеятель успел снять лишь два десятка фильмов, но практически все они считаются шедеврами и вошли в золотой фонд мирового кино.
Тарковского смело можно назвать любимцем европейских критиков и знатоков кино, его работы не раз завоёвывали награды престижных кинофестивалей. Творчество режиссера породило великое множество подражателей и последователей по всему миру, его приемы по сей день используют авторы из разных стран. Фильмы Андрея Арсеньевича понятны далеко не всем, но способны задеть за живое даже самых равнодушных зрителей.