Лариса Шепитько: биография и личная жизнь актрисы


Шепитько Лариса Ефимовна

ФИО: Шепитько Лариса Ефимовна
Дата рождения: 6 января 1938 г.
Место рождения: Бахмут, Украина
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Кинорежиссер, актриса, сценарист
Дата смерти: 2 июля 1979 г. (41 год)

Детство, юность, семья

Лариса Ефимовна Шепитько родилась 6 января 1938 года на Украине, в донецком городе Артёмовске, возвратившем себе в постсоветское время старое название Бахмут. Мать, Ткач Ефросинья Яновна, педагог по образованию, была направлена на учёбу в Высшую партийную школу в Киеве. В украинскую столицу она переехала, имея троих детей. Муж оставил семью. Позже Лариса не вспоминала отца, считая его предателем.

В послевоенное время Ефросинья Ткач была направлена на работу в Западную Украину и вместе с детьми оказалась во Львове. В 1954 году Лариса окончила здесь школу и определилась с профессией, решив стать режиссёром. На это повлияли увиденные на улицах Львова съёмки фильма «Овод».

Молодая Лариса Шепитько

Молодая Лариса Шепитько

Страницы биографии

  • В 1955 году девушка поступила на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую классика отечественного кинематографа Александра Довженко. Она стала одной из лучших на курсе и любимицей гениального режиссёра.
  • Первые работы в кино были сделаны на съёмочной площадке в студенческие годы. Лариса выступила в них как актриса. Это были эпизоды в «Карнавальной ночи» (1956 г.) и «Поэме о море» (1958 г.), а также роли второго плана в фильме «Таврия» (1960 г.) и телеспектакле «Обыкновенная история» (1960 г.).
В фильме «Карнавальная ночь» (1956)

В фильме «Карнавальная ночь» (1956)

  • В 1963 году Шепитько окончила ВГИК, став режиссёром игрового кино. Её дипломная работа – экранизация повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм был снят на киргизской киностудии в условиях 40-градусной степной жары и получил название «Зной». Во время экспедиции в чужом климате вся киногруппа переболела желтухой. Ларису привозили на площадку из инфекционного бокса на носилках, но она отсняла все сцены.
  • В 1964 году картина «Зной» была удостоена двух премий: на ВКФ в Ленинграде – за режиссёрскую работу и на МКФ в Карловых Варах – за успешный дебют. Лента также получила Диплом на МКФ стран Азии и Африки, проходившем в ГДР в 1965 году. С 1964 года Л.Е. Шепитько была зачислена в штат киностудии «Мосфильм».
  • В 1966 году режиссёр завершила вторую полнометражную картину, на которой была и сценаристом, – фильм «Крылья» с Майей Булгаковой в главной роли. Драма о боевой лётчице Надежде Петрухиной, которая в мирное время с трудом пытается найти себя как директор училища, приёмная мать, оказалась интересной не только советскому зрителю. Лента имела большой успех в Париже, куда Ларису направили представить молодых кинематографистов СССР. Талантом и красотой Шепитько восхищались Ф. Коппола, М. Скорсезе, Л. Минелли. А Майя Булгакова стала актрисой года на родине.
  • В 1967 году был снят третий фильм – «Родина электричества», который постигла совсем иная участь: он не был принят комиссией. Его надлежало не просто положить на полку, а уничтожить, смыв с киноплёнки. Дело было в том, что Шепитько написала сценарий по рассказу опального писателя А. Платонова, которого ненавидел и считал антисоветчиком ещё сам Сталин. Один экземпляр ленты счастливо уцелел и был показан лишь 20 лет спустя.
  • Неудачу режиссёр пережила как сильный человек и оптимист: в 1968 году она выпустила свой первый цветной фильм – музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи». В картине предстала плеяда весёлых артистов: Гердт, Папанов, Вицин, Мишулин, Царёв и другие.
  • В 1970 году Лариса сыграла как артистка в документально-постановочном фильме своего мужа Элема Климова «Спорт, спорт, спорт». Она создала обобщённый образ царицы в ленте, которая популяризировала спорт и представляла его историю. Так Шепитько заполнила паузу между лёгкой сказкой, снятой ею накануне, и философско-артхаусной последующей работой.
  • В 1971 году на экраны вышел фильм «Ты и я», ставший знаковым в судьбе режиссёра и культовым для зрителей 70-ых и всех последующих десятилетий, вплоть до падения коммунистического режима. Заурядный зритель не принял картину, обвинив режиссёра в желании делать «кино не для всех», а для избранных и «высоколобых». Большая же часть интеллигенции увидела в фильме откровение о жизни общества в затхлой атмосфере партократического государства. Режиссёр выступила и как соавтор сценария.
  • В 1972 году Л. Шепитько на МКФ в Венеции получила за фильм «Ты и я» серебряный приз в номинации «Венеция – молодёжь». Несмотря на правки цензуры, вырезавшей многие кадры, фильм очень повлиял на умы современников 70-ых. Он заставлял людей думать, анализировать, серьёзно относиться к своей жизни. Знаменитыми стали Ю. Визбор, А. Демидова, Л. Дьячков.
  • В 1974 году Ларисе Ефимовне Шепитько было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  • В 1975-ом на подступах к своей звёздной ленте она появилась как актриса в эпизоде фильма «Агония», снятого её супругом.
  • В 1976 году Л. Шепитько сняла главный, ставший триумфальным фильм «Восхождение», будучи очередной раз и соавтором сценария. В основе драматургии – повесть Василя Быкова «Сотников». Главных героев сыграли Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Высокий художественный уровень фильма о подлинном мужестве и предательстве на войне был отмечен множеством наград. Основные из них – главный приз на ВКФ в Риге и Гран-при «Золотой медведь» на МКФ в Западном Берлине.
  • В 1979 году режиссёр приступила к воплощению следующего замысла – экранизации повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Она работала над сценарием и планировала поездку съёмочной группы для выбора натуры на берегу озера Селигер в начале июня, но удалось выбраться на месяц позже.
  • 2 июля 1979 года недалеко от посёлка Редкино Калининской области автомобиль «Волга»-пикап, в котором находилась режиссёр со съёмочной группой, попал в аварию, выехав на встречную полосу и столкнувшись с грузовиком. Пассажиры и водитель «Волги» погибли. Катастрофе предшествовали плохие предчувствия Л. Шепитько и полученное за год до события пророчество Ванги о близкой смерти в автокатастрофе.
  • Лариса Ефимовна Шепитько была похоронена на Кунцевском кладбище Москвы. Её начатую работу под названием «Матёра» завершил муж Элем Климов. Он дал фильму название «Прощание» и представил его в 1981 году.
Режиссер Лариса Шепитько

Режиссер Лариса Шепитько

Личная жизнь

Лариса Шепитько и Элем Климов познакомились во ВГИКе. Она была на 5 лет младше, но училась на 4 курсе, а Климов был первокурсником и долго не удостаивался внимания первой красавицы режиссёрского отделения. Сближение произошло, когда студент помогал выпускнице монтировать её дипломный фильм «Зной».

В 1963 году они поженились. Ребёнок у пары появился через 10 лет: в 1973 году родился сын Антон.

С мужем и сыном

С мужем и сыном

Он был 5-летним, когда мать погибла. Элем Климов больше не женился и воспитывал сына один. В самостоятельном возрасте Антон связал свою жизнь с журналистикой, а также занимается пиар-проектами и продюсированием.

Элем Германович Климов в память о жене снял документальный фильм «Лариса» (1980 г.) и выпустил книгу с таким же названием, которую готовил 7 лет. Он умер в 2003 году, через 24 года после гибели супруги.

Вклад в киноискусство

Л.И. Шепитько за свою короткую творческую жизнь сняла 9 фильмов. В пяти из них работала и как сценарист. Среди её работ не было «проходных», посредственных или сделанных на потребу. А картины «Крылья», «Ты и я», «Восхождение» стали киноклассикой.

Лариса Шепитько

Лариса Шепитько

При этом фильм «Восхождение» был внесён в список 100 лучших фильмов мирового кинематографа, снятых женщинами (по опросу английской журналистской корпорации ВВС). На родине режиссёр была удостоена Государственной премии СССР в 1979 году (посмертно).


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *