ФИО: | Гриценко Николай Олимпиевич |
Дата рождения: | 11 (24) июля 1912 г. |
Место рождения: | ст. Ясиноватая, Украина |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Актер театра и кино |
Дата смерти: | 8 декабря 1979 г. (67 лет) |
Начало пути, годы ученичества
У Николая Олимпиевича Гриценко украинские корни. Он родился 11 (24) июня 1912 года в Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область Украины), на станции Ясиноватая (сейчас город Ясиноватая входит в состав Донецкой области). Сведения о родителях не найдены, а о младшей сестре Лилии известно, что она была на 5 лет младше и стала успешной актрисой и оперной певицей, народной артисткой РСФСР.
В школе Николай не был прилежным учеником, но слыл мастером сочинять небылицы и шутки, представлять в лицах разных персонажей, что веселило и товарищей, и учителей. В 1926 году, окончив семилетку, юноша поступил в техникум железнодорожного транспорта в Днепропетровске, из которого был выпущен в 1931 году.
Молодой специалист работал техником-смотрителем зданий и сооружений, а в 1932 – 1934 годы – конструктором техотдела металлургического завода «Сталь» в Макеевке. Работу на заводе Николай стал совмещать с учёбой на музыкально-драматическом рабфаке и игрой в самодеятельном театре.
Затем драматическому искусству он учился в Киеве (1934-1935 годы) в институте имени Лысенко (в настоящее время это театральный вуз имени Карпенко-Карого). В 1935 году Гриценко продолжил учиться в Москве. Вначале это было училище при МХАТе 2, затем театральная школа при театре Красной армии. А закончил курс обучения актёрской профессии молодой человек в училище имени Щукина при Вахтанговском театре в предвоенный год.
Страницы биографии
Работа в театре
- В 1940 году, после окончания «Щуки», Гриценко был принят в труппу театра имени Вахтангова и через какое-то время стал в нём ведущим актёром и звездой сцены. Всю жизнь Николай Олимпиевич служил в этом театре, хотя параллельно снимался в кино и занимался другими видами деятельности.
- В 1941 – 1942 годы он был отправлен на командирские курсы в Архангельск, но на фронт так и не попал. Театр Вахтангова был эвакуирован в Омск, а актёр получил приглашение и вызов на первые киносъёмки. Он участвовал в ночных дежурствах, выступал перед ранеными. После войны продолжил служить в своём театре.
- За 38 лет на сцене своего театра Николай Гриценко сыграл в 36 спектаклях. Если учесть и 4 телепостановки, то получится красивое и весомое число – 40 театральных работ за творческую жизнь. Самыми значительными, отмеченными блистательной игрой актёра можно назвать такие:
- «Приезжайте в Звонковое» А. Корнейчука – Степан, 1947 г.
- «Макар Дубрава» А. Корнейчука – Гаврила, 1948 г.
- «На золотом дне» Д. Мамина-Сибиряка – Тихон Молоков, 1955 г.
- «Идиот» по Ф. Достоевскому – князь Лев Мышкин, 1958 г.
- «Каменный гость» А. Пушкина – дон Гуан, 1961 г.
- «Живой труп» Л. Толстого – Фёдор Протасов, 1962 г.
- «Принцесса Турандот» К. Гоцци – Тарталья, 1963 г.
- «Конармия» по И. Бабелю – Степан Вытягайченко, 1966 г.
- «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского – Нил Мамаев, 1968 г.
- Последний спектакль из приведенного списка стал для артиста последней значительной театральной работой. За создание в этой пьесе образа Нила Федосеевича Мамаева Н. Гриценко в 1970 году был награждён государственной премией имени К. Станиславского. Незаурядное актёрское мастерство Николая Олимпиевича отмечали и зрители, и театральные критики, и коллеги. Так, вахтанговец Василий Лановой выделял его необыкновенную пластику, гениальную способность выстраивать характер роли, умение сыграть и комедию, и трагедию, и лирическую историю, и фарс.
- В 70-ые годы артист оказался невостребованным в своём театре. В 1968 году умер главный режиссёр Рубен Симонов, обожавший Николая Гриценко как своего преданного ученика и отдававший ему почти все главные роли. Новым художественным руководителем стал сын бывшего режиссёра – Евгений Симонов, который сделал ставку на молодёжь и увидел звезду в начинающем актёре Александре Кайдановском. В итоге, когда в 1972 году у Николая Олимпиевича было 60-летие, в театре это никак не прозвучало: не было ни бенефиса, ни юбилейного торжества.
Кинодеятельность
- С 1942 года артист начал сниматься в кино. Его первого эпизодического появления в фильме «Машенька» (Коля) оказалось достаточно, чтобы быть замеченным на экране. Отношение актёра к предложениям кинорежиссёров было простым: играть всё, что предлагают. Но обвинения в неразборчивости он не принимал. Ему, театральному артисту, нужно было осваивать новый для себя киноязык. Ко всем ролям, и главным, и второстепенным, он относился одинаково ответственно.
- Жизнь подтвердила правильность такого подхода. В 50-ые годы Гриценко уже уверенно чувствовал себя перед камерой, но в10-и сыгранных фильмах ему не выпало ни одной главной роли. И тем не менее в 1952 году он был удостоен Сталинской премии первой степени за роль второго плана в фильме «Кавалер Золотой звезды» (1950 г.) – образ председателя колхоза.
- На год раньше, в 1951 году, получая звание Заслуженного артиста РСФСР, актёр сознавал, что обязан этим и своему десятилетнему служению на сцене, и в немалой степени – данной роли, вскоре отмеченной премией.
- В 50-ые Гриценко сыграл ещё одну яркую, запоминающуюся роль, вошедшую в киноклассику персонажей второго плана – образ офицера-белогвардейца Рощина в фильме по трилогии «Хождение по мукам» А. Толстого. Лента выходила на экраны как три фильма с 1957 по 1959 годы.
- В 1957 году Н.О. Гриценко был удостоен звания Народного артиста РСФСР. Так был отмечен вклад в искусство 45-летнего актёра, в списке которого было 17 работ в театре и 10 – в кино. В значительной мере на получение звания повлияла убедительно сыгранная роль белогвардейца Рощина, принявшего после мучительных метаний советскую власть.
- 60-ые годы дали возможность артисту всесторонне раскрыть свой талант киноактёра. За 10 лет его фильмография пополнилась 17-ю картинами, в которых было 5 главных ролей. Самой яркой и значительной стала роль Алексея Каренина в экранизации «Анны Карениной» (1967 г.). Персонажи первого плана в других фильмах со временем стёрлись.
- Зато на первое место вышли герои, по сюжету являющиеся второстепенными. Но они запомнились зрителям как яркие и наполненные жизнью: Пётр Измайлов, шпион и полицай – в «Человеке без паспорта» (1965 г.); полковник Савелий Фисюк – в фильме «Места тут тихие» (1967 г.); Викентий Сперанский – в «Адъютанте его превосходительства» (1969 г.).
- В 1964 году Николаю Олимпиевичу Гриценко было присвоено звание Народного артиста Советского Союза.
- В 70-ые годы в список киноработ мастера было вписано ещё без малого 30 наименований. Наибольший зрительский интерес вызвали следующие роли Н. Гриценко в фильмах: «Земля Санникова» (1973 г.) – золотопромышленник Перфильев; «Семнадцать мгновений весны» (1973 г.) – эпизодическая роль немецкого генерала, спутника Штирлица в поезде; «Два капитана» (1976 г.) – главная роль Николая Антоновича Татаринова.
- После «Двух капитанов» Николай Гриценко продолжал работать на съёмочной площадке, но вторая половина 70-ых прошла под знаком борьбы артиста с разрушительной болезнью – рассеянным склерозом. Он не мог запоминать текст, хотя актёрская техника оставалась безукоризненной. Последней работой в кино стала роль Варламцева в картине «Ссыльный 011» (1978 г.).
- Из-за приключившейся беды со здоровьем артист стал злоупотреблять алкоголем и терять самоконтроль. Известно, что жена определила его в психиатрическую больницу. Там произошёл инцидент, стоивший пациенту жизни. Он по ошибке взял чужие продукты из холодильника и был жестоко избит другими больными. От побоев и переживаний случился инфаркт.
- 8 декабря 1979 года Николай Гриценко умер от конфликта с пациентами психиатрической клиники, в которую он был госпитализирован по просьба жены. Покоится на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
В личной жизни Н.О. Гриценко был человеком увлекающимся, любившим красивую стильную одежду, общество интересных женщин. Он поддерживал отличную физическую форму, занимаясь спортом и закаливанием. Зимой он часто отправлялся плавать в проруби, в шутку говоря, что идёт в вытрезвитель.
Первая жена Николая Гриценко, актриса Ирина Бунина, запомнилась зрителям по роли Лушки в телесериале «Вечный зов». Пара жила в коммуналке со сводчатым потолком в старом доме на Красной площади. Детей у них не было. Хотя артисты любили друг друга, но в какой-то момент Ирина почувствовала необходимость перемен и уехала в Ригу, а Николай остался в Москве. Они разошлись.
Во втором браке с актрисой Инной Малиновской родилась дочь Катя. Но отношения супругов не сложились в дружную семью. У каждого на первом месте было стремление добиться успеха в профессии. К тому же глава семьи не отличался преданностью и верностью жене. В конце 50-ых они расстались, хотя свою дочку Николай Олимпиевич очень любил и никогда не забывал.
В 1959 году артист познакомился с замужней женщиной, которую полюбил. У них к тому же оказался общий интерес к документалистике. Это была известный московский фотограф Галина Кмит. История этих отношений оставила много разочарований. Муж Галины не дал развода, когда выяснилось, что она ждёт ребёнка от Гриценко. Ведь у супругов Кмит был сын и благополучная семья. Николай Гриценко, в свою очередь, не признал рождённого ребёнка и позже никогда с ним не встречался. Мальчика Дениса вырастил как своего родного сына Леонид Кмит, который сумел сохранить семью.
Третья жена Николая Гриценко была намного моложе (её имя умалчивается). Она была рядом в годы развития у артиста болезни и оказалась неспособной поддержать его и обеспечить достойный уход из жизни. По воспоминаниям Юлии Борисовой, коллеги по театру, которая навестила Гриценко в больнице, он был в жалком положении и по сути никому не нужен.
Непреходящий интерес к мастеру-лицедею
Актёр ушёл из жизни 40 лет назад и встал в ряд легендарных вахтанговцев, о чьём сценическом мастерстве перевоплощения рассказывают с восхищением и удивлением. «Он был лицедей № 1», – сказал об артисте Василий Лановой. В 60-е годы на спектакли с участием Гриценко невозможно было достать билеты. Он поражал зрителей и коллег смелостью и изобретательностью сценических приёмов.
За яркую безграничную фантазию, жонглирование масками, тонкую интуицию, умение слёту рассмотреть и изобразить любого человека Н.О. Гриценко называли «театром в театре». За кажущейся лёгкостью перевоплощения, безусловно, стояла филигранная работа над каждой ролью, колоссальное трудолюбие. Оно было оценено, помимо званий и премий, орденом Трудового Красного Знамени.