ФИО: | Эйзенштейн Сергей Михайлович |
Дата рождения: | 10 (22) января 1898 г. |
Место рождения: | Рига, Латвия |
Знак зодиака: | Водолей |
Деятельность: | Режиссер, сценарист, педагог |
Дата смерти: | 11 февраля 1948 г. (50 лет) |
Имя Сергея Эйзенштейна является синонимом советского кино. В 1925 г. он снял фильм «Броненосец Потёмкин», который в 1958 г. был признан «лучшим фильмом всех времён и народов».
Он был выдающимся режиссёром театра и кино, сценаристом, теоретиком искусства и театральным педагогом, его широкую образованность отмечали все современники.
В круг его серьёзных увлечений входили также рисование, игра на рояле, фотография. Его рисунки в 1961 г. вышли отдельной книгой, хотя как художник при жизни он не был оценен.
Детские годы
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в Риге 22 января 1898 г. в довольно обеспеченной семье. Ребёнок рос в достатке, но своё детство Эйзенштейн называл «временем печали», т.к. между родителями не было мира, в семье постоянно происходили ссоры, а мальчик не получал должного внимания.
Его отец, Михаил Осипович Эйзенштейн (1867-1920), архитектор по специальности, родился в еврейской купеческой семье. Мать, Юлия Ивановна Конецкая (Эйзенштейн, 1875-1946), также происходила из купеческого сословия.
В 1912 г. родители С. Эйзенштейна развелись, мальчик остался с отцом. Несмотря на семейные распри, материальное благополучие семьи позволило ему получить хорошее домашнее образование: он занимался музыкой, верховой ездой, рисованием, изучил три иностранных языка.
В возрасте 9 лет стал учеником реального училища в Риге. Отец надеялся, что он продолжит его дело и станет архитектором. После окончания училища по настоянию отца юноша поступил в Институт гражданских инженеров в Петербурге. Октябрьская революция 1917 г. резко изменила его жизнь.
Революция – старт к творчеству
В отличие от многих интеллигентов, не принявших революцию или отправившихся в эмиграцию, С. Эйзенштейн встретил её с большим энтузиазмом. Он считал, что она прервала традицию наследования семейной профессии и открыла ему путь к творчеству. Но этот путь не был прост.
Краткая биография
- После Февральской революции 1917 г. Эйзенштейн служил в милиции.
- Весной 1917 г. призван на военную службу в инженерные войска.
- В 1918 г. он вступил в Красную армию добровольцем, служил в строительных войсках. Одновременно развивал самодеятельность в армии, был художником-декоратором, режиссёром и актёром.
- Два года Эйзенштейн прослужил в Красной армии, занимался строительством укреплений, а в свободное время становился режиссёром самодеятельных спектаклей. Служил в Смоленске, Полоцке, Минске и других городах. Расписывал агитпоезда. Вёл дневниковые записи.
- В 1920 г, познакомившись с преподавателем японского языка, решил изучать этот язык и стать переводчиком. Но это увлечение продлилось не более года.
- В 1921 г. начал учёбу у режиссёра Всеволода Мейерхольда. Он мечтал создать новое революционное искусство.
- Для этого поступил художником-декоратором в труппу театра Пролеткульта, оформлял спектакли.
- Первой экспериментальной работой была пьеса А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», от содержания которой мало что осталось. Сцену заменил цирковой манеж, а актёры висели над зрителями на тросах.
- Продолжение экспериментов – фильм 1925 г. «Стачка». Чтобы сильнее воздействовать на зрителей, молодой режиссёр использовал авангардные методы: необычные ракурсы, усложнённость киноязыка, за что был подвергнут сильнейшей критике. Но критика соглашалась, что эта работа – революция в мире кино.
- Вышедший же в 1925 г. фильм «Броненосец Потёмкин», посвящённый революционным событиям 1905 г., принёс ему успех. Он много раз по результатам опросов признавался лучшим.
- В 1927 г. отмечалось 10 лет со дня Октябрьской революции. К этой дате Эйзенштейн в соавторстве с Г. Александровым и оператором В. Тиссэ снял фильм «Октябрь». В нём впервые появился образ Ленина, которого сыграл простой рабочий Василий Никандров. Этот фильм отличало отсутствие драматургического сюжета и главных героев. Фильм хвалили и ругали. Но это был первый шаг к интеллектуальному кино.
- В 1929 г. Эйзенштейн, Александров и Тиссэ отправились в творческую командировку за границу с целью освоения звуковой кинотехники. Они посетили Европу и Америку, где молодой режиссёр читал лекции в престижнейших университетах, выступал на радио, заключил контракт на экранизацию романа Драйзера «Американская трагедия» и даже начал съёмки фильма «Да здравствует Мексика!». Но эта работа и само путешествие прервались после официальной телеграммы Сталина с просьбой вернуться в Советский Союз.
- С 1932 г. Эйзенштейн начал научную и педагогическую деятельность. Он стал зав. кафедрой режиссуры института кинематографии.
- В 1935 г. удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- В этом же году началась работа над фильмом «Бежин луг» о Павлике Морозове по сценарию А. Ржешевского. Но Главное управление кинематографии фильм забраковало, несмотря на переписанный Эйзенштейном сценарий.
- В 1938 г. вышел фильм «Александр Невский». Эйзенштейн награждён орденом Ленина и становится доктором искусствоведения. Но судьба этого фильма также не была простой: его критиковали за «издёвку над историей», дважды заставляли переписывать сценарий. Фильм получил широкое признание зрителей.
- В 1940-1941 гг. С. Эйзенштейн работал на киностудии «Мосфильм» художественным руководителем.
- В 1943 г. начались съёмки последней картины режиссёра «Иван Грозный». Она должна была состоять из двух частей, но к 1945 г. была готова только первая часть, доснять вторую часть он не успел.
- Первая часть фильма представляла собой величественную трагедию противоречивой фигуры Ивана Грозного, человека с правильными устремлениями, но чудовищно жестокого и одинокого. За неё в 1946 г. Эйзенштейн получил Сталинскую премию I степени.
- В ночь на 11 февраля 1948 г. Эйзенштейн умер от сердечного приступа.
- Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Жена: Перл Моисеевна Фогельман (1900-1965). Режиссёр-документалист, сценарист, актриса, журналист (литературный псевдоним – Пера Аташева).
Она была верной соратницей мужа, разделяя с ним все сложности жизни и творческой деятельности. Сохранила для потомков два архива: Мейерхольда и Эйзенштейна.
После ареста Мейерхольда его архив спас С.М. Эйзенштейн. Он смешал его со своими рукописями и частично спрятал на даче. Разбирая его архив, Перл Моисеевна систематизировала и архив Мейерхольда. В настоящее время оба архива хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).
Она участвовала в составлении собрания сочинений С.М. Эйзенштейна в 6 томах. Детей у них не было.
Вклад в отечественный и мировой кинематограф
С.М. Эйзенштейн – один из создателей отечественного и мирового кинематографа, реформатор советского искусства, авангардист в кинематографе. Он является автором киношедевров XX в. «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный».
Он формировал кинематограф как новый вид искусства и считал, что кино сможет разрешить все противоречия, которые до сих пор существовали в искусстве.