ФИО: | Каморный Юрий Юрьевич |
Дата рождения: | 8 августа 1944 г. |
Место рождения: | Алапаевск |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Актер театра и кино |
Дата смерти: | 27 ноября 1981 г. (37 лет) |
Ранние годы
Юрий Каморный родился на Урале, в городе Алапаевске (Свердловская область), 8 августа 1944 года. Его мать Галина Фёдоровна во время войны была в действующей армии. Любовь к командиру миномётной бригады Юрию Каморному, встреченному под Старой Руссой, увенчалась рождением мальчика. Демобилизовавшись, женщина приехала в родной Алапаевск, где и появился на свет будущий артист.
После войны она уехала в Кировск, рабочий город Мурманской области и стала работать школьным учителем английского языка. Сын какое-то время оставался у её родителей, а устроившись, она забрала его к себе. С отцом ребёнка отношения не возобновились, у него была своя жизнь. Но, став взрослым, Юрий встречался с отцом в Москве и знал о том, как он живёт.
Мать вышла замуж за Николая Лаврентьевича Сухорукова, соседа по дому. У подростка сложились с ним добрые отношения. Юрий хорошо учился, много читал, любил поэзию. Благодаря влиянию матери, овладел английским языком. Она была очень артистичным, весёлым человеком, душой компаний, что привилось и сыну. Уже в школьные годы юноша строил планы поступить в театральный вуз и стать артистом.
Страницы биографии
- Окончив школу, Каморный два года не ехал поступать в вуз, отчасти потому что в выпускном классе травмировался. Но за это время он попробовал себя в разных профессиях: был почтальоном, электриком-релейщиком на комбинате «Апатит» в Кировске. Успел сходить мотористом на каботажных судах в Баренцево море. Подготовкой к будущей профессии стали занятия в театральной студии, созданной при местном Дворце культуры.
- В 1962 году 18-летний Юрий Каморный был принят в вуз. Он стал студентом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Актёрскому мастерству обучал известный педагог Зиновий Корогодский. Случалось подрабатывать на жизнь, например, в милиции оружейным мастером. Но вскоре появилась возможность попробовать себя в профессии.
- В 1966 году, заканчивая институт, Юрий появился на экранах в главной роли старшего лейтенанта Михаила в военном фильме «Зося» режиссёра М. Богина. Его партнёршей была замечательная польская актриса Пола Ракса. В этом фильме обозначился подход Каморного к технически сложным ролям: отказ от дублёров, каскадёров, готовность к риску, презрение к опасности. В фильме «Зося» из-за оплошности пиротехников был подорван плот, на котором находились актёры. Юрия контузило, ему был предписан трёхмесячный курс лечения в госпитале.
- В 1967-1976 годы окончивший вуз Ю. Каморный служил в Ленинградском ТЮЗе имени Брянцева, где вновь встретился со своим педагогом З. Корогодским, который руководил театром. Работа в театре раскрыла талант актёра в разноплановых ролях: Лаэрта («Гамлет»), декабриста Михаила Бестужева («Глоток Свободы»), весёлого ковбоя («Наш цирк»). По признанию коллег, лучшей стала острохарактерная роль Рисположенского в спектакле режиссёра Льва Додина по пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся». Особенной популярностью пользовались появления актёра на сцене с гитарой, когда он пел. Параллельно с работой в театре Каморный много снимался.
- В 1969 году на телеэкраны вышел фильм «Проводы белых ночей», снятый Юлианом Паничем. Юрию досталась главная роль журналиста Валерика. Первоначально планировалось снимать Аристарха Иванова, но в сравнении с начинающим артистом он оказался неубедительным. В результате Каморный не только стал центром картины, а и замечательно спел песню «Ах, как они любили». Радость от успеха была непродолжительной из-за запрета на дальнейший показ ленты. Фильм до 80-ых пролежал в архиве по причине антисоветской акции режиссёра: Ю. Панич эмигрировал на Запад.
- С 1967 по 1971 годы режиссёр Ю. Озеров вёл съёмки киноэпопеи «Освобождение» по сценарию Ю. Бондарева и О. Курганова. В проекте участвовало несколько стран. Юрий Каморный воплотил одну из сложных ролей – танкиста лейтенанта Васильева. Он водил танк, преодолевал водные и наземные преграды. В одной из сцен, спрыгнув на ходу с боевой машины, он сломал ногу, но довёл эпизод до конца.
- В 70-ые годы количество работ в кино требовало большой физической выносливости. Присутствие актёра в любом фильме приносило успех. В этом была магия его таланта, человеческого обаяния, мужской красоты. Наиболее значительными фильмами 70-ых с его участием стали: «И был вечер, и было утро» – мичман, 1970 г.; «Петерс» – белогвардейский агент, внедрённый в ЧК как Лиманов, 1972 г.; «Вера, Надежда, Любовь» – Василий Королёв, 1972 г.; «Будни уголовного розыска» – Олег Александрович Таранцев, 1973 г.; «Верный друг Санчо» – отец Риты, 1974 г.; «Стрелы Робин Гуда» – шут шерифа, 1975 г.; «Голубые молнии» – командир десантной роты Копылов, 1978 г.; «Инженер Графтио» – инженер Аксентьев, 1979 г. Сочетать работу в театре и в кино становилось всё труднее. Артист не мог делать что-то наполовину. Например, во время съёмок в «Голубых молниях» он месяц прожил в казарме, чтобы достоверно сыграть своего героя. Для этого же осваивал прыжок с парашютом.
- В 1976 году Каморный написал заявление об увольнении из ТЮЗа. Причиной была названа невозможность трижды в день участвовать в спектаклях, что в рабочих графиках детских театров было обычным явлением. Актёр выбрал кино и поступил на «Ленфильм» – был зачислен в штат Театра-студии киноактёра. Здесь ему предоставили жильё в коммуналке. Купить нормальную квартиру в СССР было невозможно. Недвижимость не продавалась, её можно было в перспективе получить в порядке очереди.
- Во второй половине 70-ых артист был не беден: приобрёл дачу в Соснове, заимел личный катер, купленный у режиссёра БДТ Г. Товстоногова. Ходил на нём по Финскому заливу и осуществил мечту почувствовать себя капитаном. Юрий был владельцем богатой коллекции оружия, которое начал собирать студентом. Ему передал своё собрание клинкового оружия и пистолеты Ю. Панич, когда решил эмигрировать. Каморный был не только знатоком оружия, но и отлично владел им.
- Кинематографические работы 1980 года вновь поразили зрителей способностью актёра к перевоплощению. Понятие «амплуа» не имело над ним власти. Он одинаково убедительно сыграл младшего лейтенанта Дубинина в картине «От Буга до Вислы» и воздушного акробата Михаила Раскатова в фильме «Клоун».
- В 1980 году труд артиста был отмечен присвоением звания Заслуженного артиста РСФСР. На подходе было получение отдельной квартиры. Как оказалось, ордер на её получение был подписан за неделю до гибели актёра.
- Кинокарьера Юрия Каморного шла по восходящей. Внешнее благополучие при этом сочеталось с глубоко скрываемой проблемой душевного разлада. Диагностированная на поздней стадии мания преследования была связана с алкогольной зависимостью, с хроническими физическими и психическими перегрузками. В 1981 году актёр продолжал сниматься («Игра без козырей», «20 декабря»), но скрывать свой недуг уже не мог. Он стал лечиться в психиатрической клинике. Назначенный курс уже приносил положительные результаты, но был неосмотрительно прерван.
- Ради работы в фильме «Правда лейтенанта Климова» (по мотивам повести Л. Крейна «Дуга большого круга») актёр был под расписку руководителей съёмок отпущен из больницы. Роль командира подводной лодки Евгения Степанова, капитан 2-го ранга, была мастерски сыграна, но стала последней в жизни Юрия Каморного.
- Болезнь возвратилась. Артист не мог оставаться один, начиналась паника. В таком состоянии 27 ноября 1981 года он позвонил своей коллеге и попросил ненадолго приехать. Она прибыла, но почуяв неладное, сбежала. Накануне он звонил в Литву и просил приехать женщину, с которой сблизился на съёмках фильма «Игра без козырей», обещал встретить. Но ей пришлось добираться самой, а затем стать участницей трагедии. Юрий Каморный уже не владел собой, его охватила агрессия. Вызванная соседями милиция не смогла иначе освободить гостью, к горлу которой был приставлен нож, как только применив оружие. Один из выстрелов оборвал жизнь артиста.
- Смерть Юрия Каморного власти Ленинграда запретили освещать в прессе. Некрологов в газетах, гражданской панихиды и похорон в городе на Неве артиста не удостоили. Приехавшая мать забрала тело сына и похоронила в Старой Руссе на Симоновском кладбище. Через 13 лет её похоронили там же.
Частная жизнь
Непростой, неровный характер наложил отпечаток на личную жизнь актёра. Первый, студенческий, брак Юрия Каморного с Ириной Петровской, распался в начале 70-ых. У них было несколько счастливых лет, общая работа в фильмах. Всё разрушил алкоголизм Юрия. Ситуацию не спасла и дочь Полина, 1967 года рождения. При разводе квартира осталась жене, актёр долгие годы жил в коммуналке, в 12-метровой комнате на улице Кирочной, 24 (бывшая улица Салтыкова-Щедрина). Жена в будущем состоялась как актриса, позже вышла замуж и эмигрировала вместе с дочерью в Германию. У Полины другая фамилия, она в молодости занималась восточными танцами, имела свою студию.
В 1972 году у актёра возникли близкие отношения с Адой Ставиской, студенткой юрфака ЛГУ, оказавшейся на съёмках фильма «Дверь без замка». В их семью она внесла порядок, Юрий подчинился здоровому образу жизни. Жена ездила с ним на съёмки, вела дела, сумела оформиться администратором на «Ленфильм». Но стали случаться срывы, женщина терпела оскорбления и рукоприкладство. Причиной возврата к алкоголю чаще всего были изматывающие съёмки, нервное напряжение. В 1979 году отношения исчерпали себя, пара рассталась.
Последней женщиной, с которой сблизился Юрий Каморный, была Ванда Сапкайте, гримёр. Они познакомились во время работы над фильмом «Игра без козырей». Съёмки шли в Литве. Артист играл главаря банды. На площадке он был суперменом, демонстрировал приёмы каратэ, владение оружием, в котором знал толк. Страсть к коллекционированию холодного оружия стала роковой в судьбе артиста. 27 ноября 1981 года по его настойчивой телефонной просьбе в Ленинград прибыла Ванда. Юрию было плохо, он с помощью алкоголя пытался подавить страх перед мнимым преследованием. С приездом женщины возник скандал. Соседи вызвали милицию.
Загадка личности и таланта
В 2019 году исполнилось 75 лет со дня рождения артиста, из них только 37 лет земной жизни. В воспоминаниях о нём коллег, друзей чаще других звучит мысль о необъяснимой загадочности личности и судьбы Юрия Юрьевича Каморного. «Неразгаданным героем» назвал его актёр Александр Хочинский. О необычной готовности идти навстречу опасности, не боясь погибнуть, вспоминала Людмила Чурсина. О гипнотическом влиянии на зрителей в театре рассказывал Георгий Тараторкин.
И зрители, и коллеги отмечали моменты, наполненные мистическим, пророческим смыслом. Так, в картине «Проводы белых ночей» в одном из эпизодов стену украшают образцы холодного оружия, которое окажется в руках артиста в момент гибели. Песня «Думы непутёвыя, думы окаянныя», проникновенно и с большим чувством исполняемая Юрием под гитару, будто тоже предвещала несчастливый конец жизни, начинавшейся успешно и красиво. Но и десятилетия спустя после ухода Юрия Каморного его талант, темперамент, энергия поступков, незаурядная красота находят поклонников.