ФИО: | Демьяненко Александр Сергеевич |
Дата рождения: | 30 мая 1937 г. |
Место рождения: | Екатеринбург |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Актер кино и театра, мастер дубляжа |
Дата смерти: | 22 августа 1999 г. (62 года) |
Александр Демьяненко – это разноплановый актер, которого постигла судьба большинства талантливых артистов. Сыграв роль, которая сделал его знаменитым, он так и остался ее заложником на всю свою творческую жизнь.
Детство и юность
Саша Демьяненко родился в Свердловске 30.05.1937, в наполовину актерской семье. Его папа, Сергей Петрович, был актером и режиссером, правда местного уровня. Он закончил ГИТИС, но преподавал и работал в Свердловске. Основное его занятие, наряду с режиссурой, в оперном классе консерватории, и преподаванием актерского мастерства, – организация массовых праздничных мероприятий.
Мама, Галина Васильевна, отношения к актерству не имела. Она работала простым бухгалтером. Может поэтому Александр так убедительно сыграл роль этой же профессии в одной из своих первых киноработ?
В отношениях между родителями не все было гладко. Сразу после рождения сына, отец ушел из семьи. Правда через два года вернулся, оставив женщине, с которой жил эти годы, двух детей: мальчика и девочку. Галина Васильевна простила мужа и даже родила, после его измены, дочерей, Наталью и Татьяну. В семье была еще и старшая дочь – Надежда.
Александр учился в школе с углубленным изучением немецкого языка, после окончания которой пробовал поступить в МХАТ, но неудачно. Однако мечту об актерской профессии не оставил. Отучившись полгода на юридическом факультете в родном городе, Демьяненко поехал в Москву, где, с первого раза, поступил в ГИТИС.
Краткая биография
- 1955 – поступление Александра Демьяненко в ГИТИС.
- 1958 – выход на экраны фильма «Ветер», где артист сыграл роль Мити, ставшей его дебютной работой в кино.
- 1959 – окончание учебы и приглашение в московский театр им. Маяковского.
- 1959 – вторая, эпизодическая, кинороль в мелодраме «Сверстницы».
- 1959-1962 – служба в театре Маяковского.
- 1961 – главная роль Шуры Ивлева в фильме «Мир входящему».
- 1961 – роль бухгалтера в «Карьере Димы Горина».
- 1962 – переезд в Ленинград, начало работы на «Ленфильме».
- 1962 – съемки в роли журналиста Сироткина в кинодраме «Порожний рейс», где партнерами актера стали Г. Юматов и А. Папанов.
- 1964 – Демьяненко играет главную роль следователя КГБ Поликанова в фильме «Государственный преступник».
- 1965 – судьбоносная роль студента политехнического института в кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
- 1965 – присвоение Александру Сергеевичу звания «Заслуженный артист РСФСР».
- 1967 – главная роль Шурика в очередной комедии Л. Гайдая «Кавказская пленница».
- 1968 – заметная роль приказчика Сохатых в драме «Угрюм река».
- 1968 – озвучивание главной роли Донатаса Баниониса в политическом детективе «Мертвый сезон».
- 1968 – Александр Демьяненко ставит на свердловском телевидении короткометражный фильм «Святая ложь».
- 1973 – продолжение роли Шурика, но немного повзрослевшего, в комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
- С 1974 года – практическое отсутствие интересных ролей в кино, на смену которым приходят театральные и телевизионные постановки, среди которых: «Кумир» Фридриха Дюренматта, «До самой сути» и «Семь крестиков в записной книжке» Д. Сименона, «Чародейная ночь» Славомира Мрожека, «Учитель пения» Н. Бермана.
- 1988-1995 – работа в театре комедии им. Акимова.
- 1991 – присвоение звания Народного артиста РСФСР.
- 1995-1999 – Александр Сергеевич служит в театре «Приют Комедианта».
- 1997 – съемки в роли Валериана Макаровича в сериале «Клубничка».
- 22 августа 1999 – скончался от отека легких, по причине коронарной болезни сердца. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Личная жизнь
Александр Сергеевич был женат дважды. Первой его женой стала ровесница Марина Даниловна Склярова. Молодые люди учились в одном драматическом кружке в Свердловске. Вместе супруги прожили 16 лет.
Марина занималась театроведением, писала сценарии для Ленинградского телевидения. Уже после развода с Демьяненко бывшая жена продолжала активно публиковаться в периодических изданиях. В 2004 у нее вышел стихотворный сборник «Страсти по Петербургу». Марина Даниловна известна среди специалистов своими работами богословского содержания. За свои труды она награждена Русской Православной Церковью.
Если подробности жизни Марины известны, то причина развода с Александром Демьяненко так и осталась тайной. По свидетельству очевидцев, супруги жили, что называется, душа в душу. Александр Сергеевич, крайне не приспособленный к бытовой составляющей жизни, был за женой, как за каменной стеной. В доме всегда было прибрано и накрыто на стол. Никто ни разу не слышал, чтобы между супругами была хоть малейшая ссора. Но однажды, в 1970-х годах, Александр Демьяненко, придя домой, собрал чемодан со своими вещами и ушел к другой женщине, которая стала второй женой актера.
Её звали Людмила Акимовна и с ней Александр Сергеевич прожил до своих последних дней в любви и согласии. Людмила была на два года младше Демьяненко, а познакомились они во время работы на студии «Ленфильм». Будущая супруга работала ассистентом режиссера по дубляжу, а Александр Сергеевич много работал над дублированием ролей известных зарубежных актеров. Это и стало их сферой взаимных интересов.
Родных детей у Александра Демьяненко так и не появилось. Но есть падчерица от второй жены, Анжелика Неволина, и ее муж, зять актера, Алексей Зубарев. С приемной дочерью у Александра Сергеевича сложились родственные отношения. И повзрослев, Анжелика выбрала профессию отчима, став известной актрисой, играющей в Малом драматическом театре.
Много ли значили для артиста родственные и дружеские отношения? Этот вопрос остается открытым и сейчас. Есть свидетельства того, как Демьяненко, после долгой разлуки с близкими друзьями, в качестве приветствия просто кивал им головой. Хотя они готовы были броситься в его объятия. Он любил уединение, предпочитая наслаждаться классической музыкой, в одиночестве, на своей даче около Санкт-Петербурга.
В заключение
Был ли Демьяненко талантливым актером? Безусловно. Даже его первые роли в кино дали повод критикам говорить, что появился новый тип героя, романтичного и убежденного борца за справедливость. Поздние роли в театре и на телевидении тоже заслужили только положительные отклики среди зрителей. Жаль, что их смогли увидеть не так много людей.
Так или иначе, Александр Сергеевич делал свое дело, вкладывая в него всю душу и сердце. Оно, в конце концов, и не выдержало, став одной из причин смерти любимого артиста.