Полное имя: | Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони |
Дата рождения: | 6 марта 1475 г. |
Место рождения: | Капрезе-Микеланджело, Италия |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Скульптор, архитектор, художник |
Дата смерти: | 18 февраля 1564 г. (88 лет) |
Детство и юность
6 марта 1475 года в итальянском городишке Капрезе родился Микеланджело Буонарроти. По некоторым данным, отец будущего гения относился к знати, но обеднел, поэтому согласился стать мэром Капрезе и Кьюзи, а после окончания срока стал судьей. Эти должности не оплачивались высоко, но Лодовико предпочел скромный доход чиновника физическому труду, считавшемуся недостойным для себя занятием.
Мать малыша, Франческа, постоянно болела и из-за падения с лошади не могла сама кормить новорожденного. После рождения Мики в семье родилось еще 3 детей, а когда мальчику исполнилось 6 лет, мать умерла. Он рос у кормилицы, в семье каменотеса и впоследствии заявлял, что с молоком впитал прелесть мраморной пыли. Рано научился месить глину и управляться с резцом, с увлечением рисовал на стенах и бумаге.
Краткая биография
- 1488 – начало профессионального обучения живописью у Доменико Гирландайо.
- 1489 – перешел учиться к скульптору Джованни, где талант Леонардо заметил сам Лоренцо Медичи, покровительствовавший искусствам.
- 1490‑1492 – юный ваятель находился при дворе Лоренцо Великолепного до смерти покровителя. Потом нашел прибежище в монастыре, служившем госпиталем. При тусклом огоньке свечи по трупам изучал анатомию и оттачивал рисунок, ставший уникальным к 20-летию автора. Биографы утверждают, что никогда более у Микеланджело не было столь лояльного и могучего покровителя. Ему приходилось ремеслом зарабатывать на жизнь, порой в ущерб собственным планам.
- 1494‑1496 – в Болонье создал скульптуры святых для раки. Но юношу тянуло во Флоренцию, куда он вернулся и создал «Спящего Купидона» в древнегреческом стиле. Но в городе детства, поддавшись пламенным речам аскета-монаха Савонаролы, люди сжигали картины и книги, прославляющие красоту человеческого тела. Предписывалось создавать произведения только религиозного содержания, что не устраивало Микеланджело. Он продал Купидона поклоннику античного искусства кардиналу Риарио и по его приглашению отправился в Рим.
- 1496‑1501 – Знакомство с античной культурой расширило кругозор молодого мастера, питая идеями для богатства пластики. Был высечен первый мраморный шедевр – статуя «Вакха», языческого бога счастья и веселья. Опьянение Бахуса угадывается не только по руке, с трудом удерживающей бокал, но и по откинутой назад спине, с помощью которой бог пытается сохранить равновесие. Выполнен заказ на первую пьету – деву Марию, оплакивающую Христа. Это единственная скульптура Микеланджело, которую он подписал (услышав спор зевак об авторе работы). Считается самым детально проработанным произведением мастера, знаменующим переход от Раннего Возрождения к Высокому. Абстрактный образ идеально красивого человека, воспетый античным искусством, скульптор наделил индивидуальным характером, показывая сложный внутренний мир своих героев.
- 1501‑1504 – Выполнил заказ органа флорентийского самоуправления на создание образа Давида, победившего Голиафа. Флоренция жаждала освобождения от затянувшихся партийных распрей и угроз внешних врагов. В Давиде воплотился образ героического юноши, уверенного в правоте и готового использовать всю свою силу и отвагу, чтобы победить зло.
- 1503‑1506 – Картоном «Битвы при Кашине» Микеланджело превзошел набросок Леонардо да Винчи для росписи зала в Палаццо Веккио. В эскизе фрески художник показал все свое мастерство во владении разными техниками рисунка. Этот картон был разрезан на куски, которые долго служили образцами изображения человеческого тела в разных художественных школах. В этот же период были созданы несколько статуй, картина «Мадонна Дони» и рельефные тондо «Мадонна Питти» и «Мадонна Тадден», в которых разная степень законченности придает выразительность образу.
- 1508‑1512 – Оформлял потолок Сикстинской капеллы. До этого работая как скульптор, амбициозный юноша принял заказ как вызов потягаться с почитаемыми флорентийскими художниками. Перед началом писания фресок художник адаптировал конструкцию лесов, построив их так, чтобы можно было не прерывать работу на время служб в часовне. Леса крепились к стенам с помощью отверстий, невидимых снизу из-за выступов карнизов. Тканевый экран под настилом предотвращал попадание краски и раствора на прихожан и церковнослужителей. Долгие месяцы в неестественной позе с задранным вверх лицом состарили художника. Он приобрел артрит и остеохондроз, ядовитые краски ослабили зрение.
- 1516‑1534 – Создавал усыпальницу рода Медичей, положив начало новому стилю архитектуры – выразительному и изящному барокко. Работа продолжалась долгие годы, поскольку скульптора часто отвлекали на другие заказы и происходили непростые политические события. Он предугадал крушение Флорентийской республики и пытался скрыться. Но из-за республиканских взглядов вернулся и помог любимому городу обороняться. От казни скульптора спасло только уважение к его таланту.
- 1519‑1521 – Появилась статуя Христа, несущего крест. Ее не считают удачной, но ценят как прекрасно передающую структуру тела.
- 1524 – Ваял скульптуру скорчившегося мальчика для капеллы Медичи. Она осталась незаконченной и не вошла в комплекс гробницы, но интересна необычной композицией. Фигура вытесана из мрамора кубической формы. В ней воплощен один из важнейших принципов автора – удалить минимум материала из первоначального каменного блока.
- 1530 – Создавалась статуя Давида-Аполлона, замечательная красотой пластики, открывающейся с разных точек обзора.
- 1534‑1541. Расписывал фреской «Страшный суд» алтарь Сикстинской капеллы. Познавший несправедливость и горе, художник изображает Христа, гневно творящего суд над умершими.
- 1538‑1564. Буонарроти творил в основном в архитектуре. Наиболее значительным достижением было руководство собором Св. Петра. Он усовершенствовал чертежи, доставшиеся от предыдущего архитектора, представив собственное видение величайших возможностей человека. Форма купола собора, удивительно наполняемая светом, стала моделью куполов европейской и американской архитектуры.
- 18 февраля 1564 г. – Великий мастер покинул бренный мир.
Личная жизнь
Буонарроти не был женат, желая всецело посвятить себя творчеству. Поэтому вокруг личной жизни художника распространяли много слухов. Некоторые исследователи утверждали, что он избегал физического секса. Другие считали его бисексуалом. Третьи искренне верили в его близкие отношения с натурщиками.
Известны 2 сильные привязанности Микеланджело. Разменяв полвека, он познакомился с Томмазо Кавальери. Пораженный красотой молодого человека, зрелый мастер посвящает ему много поэм. Крепкая дружба связывала мужчин до последнего дня жизни ваятеля.
Второй музой 61-летнего художника стала Виттория Колонна, овдовевшая известная поэтесса. Их связывала глубокая дружба и 10-летняя переписка, прервавшаяся смертью женщины. Нежное платоническое чувство переполняло Буонарроти, выплескиваясь в лирические поэмы и холсты.
На склоне лет, познав, наконец, любовь, Буонарроти сокрушался о том, что не сможет закончить живущие в мыслях вещи. Проклинал выбранный путь, обрекший его на одиночество.
След в искусстве
Микеланджело Буонарроти не зря называют гением изобразительного искусства и великим мастером эпохи Возрождения. Камень в волшебных руках этого таланта превращался в живые фигуры, а холсты наполнялись объемом и до сих пор поражают выразительностью образов. Все силы без остатка он потратил на реализацию творческих идей в ущерб личному счастью, создав бессмертные творения, которыми всегда будет восхищаться человечество.